Двухлетние дети - очаровательные существа. Они честны и искренни во всем - в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки или шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны. Дети учатся через свой собственный опыт: пробы и ошибки, повторение и подражание. Взрослые руководят и вдохновляют это учение, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Занятия с детьми младше трех лет включают в себя игру, активные исследования и движения. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка. Главной фигурой для детей третьего года жизни продолжает оставаться взрослый, ибо дети практически во всем еще зависят от него. Взрослый - промежуточное звено между ребенком и окружающим миром. Малыш не сможет познать мир, если ему не будут объяснять смысл увиденного, услышанного и т.д. Пожарная машина так и останется для него шумной, пугающей, непонятной вещью, пока взрослый не расскажет, кого она везет, куда так быстро едет, почему так громко сигналит и так ярко раскрашена. Сопровождайте все происходящее ясными речевыми комментариями. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова. Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Раздеться - пожалуйста, но вот одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создадите у него чувство уверенности и защищенности - основу психологического комфорта. Малыш часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился - не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях он ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своей деятельности. Психологи доказали, что потребность во внимании и доброжелательности, возникающая у человека во младенчестве, с возрастом не исчезает. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов помочь, поддержать и защитить его. Всегда выражайте эмоциональное сопереживания, сочувствие к детям. Одобряйте каждое их начинание, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу. Продолжительные контакты с любящими взрослыми - ключ к самоуважению ребенка этого возраста. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте уважение к ребенку нормой жизни в семье и в детском саду. Если взрослые действительно относятся к малышу с уважением, он быстро усваивает границы желательного и нежелательного поведения. Несмотря на то, что ребенок рассчитывает на поддержку и помощь со стороны взрослых, он отстаивает себя как субъекта, независимо от других. Его внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами зависимости и свободы, уверенности и сомнения, враждебности и любви, инициативы и пассивности. Дети 2-3 лет нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор. Призывы к дисциплине не должны затрагивать их достоинства. Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания тому взрослому, который пользуется наибольшим авторитетом. При этом ребенок подражает всему - хорошему и плохому, правильному и неправильному. Отдавайте себе отчет в том, какой образец поведения вы показываете своим детям в каждый момент. Будьте готовы к тому, что они будут копировать все, что вы делаете, а не только то, что вам хотелось бы. Овладение речью происходит в ходе общения со взрослыми. При этом ребенок воспринимает вашу решь только в мот случае, если вы разговариваете с ним <глаза в глаза>. Побуждайте малыша пользоваться языком, дожидайтесь ответа даже в том случае, если его речь пока ограничена. Ваш голос не должен доминировать. Ребенок еще не понимает многое из того, что вы говорите. Старайтесь выражаться простыми конструкциями и короткими предложениями. Ясно формулируйте, чего вы хотите. В мир культуры - песен, сказок, рассказов, картин - малыша также вводят взрослые. Как можно больше читайте вслух, рассказывайте сказки. Дети любят повторение: они с удовольствием много раз слушают одно и то же, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторяйте игры, сказки, истории. Не жалейте на это времени и не спешите переходить к новой песенке, если малыш еще не до конца освоил предыдущую. Маленькие дети остро нуждаются в прикосновениях, контактах с другими людьми, в том, чтобы их погладили, слегка обняли, позволили прижаться. Ребенок быстро эмоционально заражается и легко переключается с одной эмоции на другую. Если малыш чем-то огорчен, не придавайте слишком большого значения его бурным переживаниям. Спокойно переведите его внимание на новые объекты, увлеките новой игрой, и вы быстро создадите другое настроение. Ребенок еще не различает живое и неживое. Взрослый должен постоянно показывать, что с живыми и неживыми объектами обращаются по-разному. Попытку разобрать <на части> живую бабочку нужно пресечь, но не следует расценивать это поведение как жестокость. Разбирать предметы - это способ познание мира. Давайте детям как можно больше разборных игрушек, предметов взрослого обихода, которые можно разобрать и заглянуть внутрь. |